Нейроразнообразие как следствие, а не причина успеха

Сергей Славинский
2 min readJun 14, 2021
Дэвид Хокни, “Три стула на фоне фрески Пикассо”, 1970

Я достаточно давно слежу за темой нейродиверсификации или нейроразнообразия (neurodiversity). Вокруг неё со временем нарастает много всяческих концепций, но суть остаётся одна — чем разнообразнее и разноопытнее ваша команда, тем большей эффективности достигает бизнес.

Но что мы знаем о разнообразных командах? Конфликт поколений, ксенофобия, нетерпимость, нетолерантность — даже самые прогрессивные и открытые компании ищут “себе подобных”. Тех, кто разделяют ценности и представляют из себя единый субкультурный слой. Потому как так проще. Но еще и по другой причине.

Безусловно, создавать комфортную среду внутри бизнеса крайне важно. Но вот какими методами? И чаще всего мы выбираем самый легкий путь — привлекая себе подобных. Создавая крутую тусовку, приятную атмосферу взаимного уважения и симпатии, общих ценностей и т.п. Т.е. клонируя владельца бизнеса или его топ-менеджеров. Создавая “себя в молодости” на крайний случай.

И этот путь тупиковый, потому как он фокусирует компанию на конкретной аудитории, волей или не волей. Вокруг общих жизненных ценностей. И мы получаем ксенофобский бизнес, даже если он декларирует иное. И чёрт с ним, но он сильно ограничивает рост и развитие.

Почему так происходит? Ответ невероятно прост. Мы фокусируемся вокруг бытовых ценностей потому как деловых ценностей у нас просто нет. Конечно, все пытаются худо-бедно, но создать свою идеологию. Но чаще всего она на столько слаба, что способна увлечь только тех, кто вхож в “субкультуру компании”. И ни о каком разнообразии речи быть не может.

А нейродиферсификация становится маркером мощной бизнес-идеологии. Т.е. когда объединяющая людей задача на столько вдохновляет и мотивирует, что им совершенно всё равно кто вокруг. Как футбольным фанатам во время гола в ворота противника.

И не удивительно, что нейроразнообразные команды показывают чудеса эффективности. Их “скрепы” на столько сильны, что могут противостоять любым проявлениям ксенофобии. А если добавить к этому высокую культуру бизнеса (т.е. уважение к чужому мнению и труду), то мы получим выдающуюся компанию.

Нейродиверсифицированную естественным путём, а не потому как сейчас модно быть инклюзивным. Привлекающую разных людей потому как бизнес успешен и не боится насмешек со стороны конкурентов. Но это другая парадигма успеха, где бизнес не просто зарабатывает, но хорошо знает что делает и что будет делать. Бизнес с планами, но не порожденными комплексами его владельца, а планами, которые объединяют и удерживают совершенно разных людей. Мотивируя к осуществлению.

Так что же нужно сделать, чтобы стать разнообразной успешной командой, пожиная все плоды нейроразнообразия? Вроде бы ответ и не сложный — начать с идеологии. Но как страшно браться за эту работу и отказываться от комфортного мира исключительно личных ценностей, спроецированных на бизнес и сотрудников. А может быть начать стоит с себя? Расширить мир собственных ценностей, чтобы стать увереннее и устойчивее. Ведь истинное разнообразие — это путь к гибкости и стабильности.

--

--