Эпилог

Сергей Славинский
2 min readApr 15, 2024

Я перестал писать здесь после того, как началась война в Украине. И не буду писать далее. А этот пост — скорее резюме к почти 20 годам работы и 15 годам авторства ЖЖ и Facebook. Почти восьми годам авторства здесь. И это единственный активный аккаунт, что остался с моим именем. Наверное, как память о былом.

Когда Путин под молчание большинства россиян начал свой кровавый фашистский марш в феврале 22-го, я остановился. Попробовав вернуться к теме маркетинга осенью того же года, я понял, что это больше не имеет никакого смыла, т.к. само понятие “российского маркетинга” в том виде, что был близок мне — исчезло.

Маркетинг — это величина стратегическая. А предсказать с уверенностью в 100% можно только то, что ничего хорошего в России не произойдет в ближайшие десятилетия. На сколько будет плохо, предсказать тоже невозможно, никаких “стоп-линий” в РФ больше нет.

Вместе с таким маркетингом окончательно исчезло много вещей: авторское право, здоровая конкуренция, забота о репутации и совесть. Все ключевые составляющие здорового бизнеса. Но для бизнеса вовсе не обязательно быть таковым. В подобные времена воровство и обман становятся наиболее выгодной моделью поведения в охоте за постоянно убывающими рынками.

Убывающий спрос — это не только сотни тысяч убитых и искалеченных на бессмысленной войне, это не только миллионы людей, покинувших страну. И то и другое когда-нибудь закончится. А спрос продолжит сокращаться вместе с изменившимся привычками потребителей. Драйвером его будет не рост культуры потребления, а наоборот — убывающая культура потребления. Этот процесс начался незадолго до войны, а по мере укрепления фашистского режима и усиления изоляции будет только набирать обороты.

Есть ли в этой парадигме место для бизнеса, стремящегося развивать своих покупателей? Нет. Будет ли здесь место для тех, кто хочет установить постоянные и долгосрочные отношения с пользователями? Нет. Оставшийся в России бизнес выбрал свой путь коллаборации с фашистским режимом и даже при самых благих намерениях в основании выступает спонсором и войны и репрессий внутри страны. Считая, конечно, что он остаётся “вне политики”. И нет пока ни одной причины или основания для того, чтобы в ближайшие годы, а то и десятилетия, ситуация изменилась. А значит здесь теперь нет и не будет места для “бизнеса и маркетинга с человеческим лицом”. А другой маркетинг мне не интересен.

--

--